Поколение Z. Гении или бездельники?

В последнее время в различных статьях часто можно встретить выражения «поколение X», «поколение Y», «поколение Z». Что все это значит? Давайте разбираться вместе!

У истоков теории о различиях в ценностях людей из разных поколений стоят два исследователя – Нил Хоув и Уильям Штраус. В девяностые годы ХХ века они проводили социологические исследования и пришли к выводу, что на общие черты поколения влияют различные факторы – военное положение, техническое развитие общества, мировая политика и экономика. За ХХ век сменилось 6 различных поколений (Величайшее поколение, Молчаливое поколение, Бэби-бумеры, Поколения X, Y и Z).

 Уильям Штраус и Нил Хоув

Далее мы рассмотрим три различных поколения на примере нашей страны.

Поколение X – потерянное поколение (1963-1983). Они застали холодную войну, продукты по талонам и очереди за товарами первой необходимости, перестройку. Такие люди привыкли рассчитывать только на себя, упорно трудиться и медленно и верно идти к своей цели.

Поколение Y –поколение большого пальца (1983-2003). Это поколение, которое застало развал СССР, дефолт, кризис и «конец света» в 2012 году. Это поколение интровертов, которые чувствуют себя уверенно только в сети. Такие люди стремятся получить максимум новых знаний, но нетерпеливы в достижении поставленных целей – не хотят идти по ступеням карьерной лестницы, а хотят занимать высокие должности и получать высокую оплату труда прямо сейчас.

Поколение Z (центениалы) – цифровое поколение (с 2003 года в России и с середины 90х на Западе). Это поколение «родились» с гаджетами в руках. Они начинают читать и говорить позже, чем осваивают различные мобильные приложения и компьютерные игры. Они интересуются наукой, особенно различными сферами технологий, робототехникой.

Каждое поколение, когда вырастает и видит последующее, считает, что молодежь глупа, бездарна, без чувства такта, деградировала и мир близится к концу. Это вечный спор «отцов и детей». А подтверждение этому – найденный в развалинах Вавилона глиняный горшок (датируемый 3000 годами до нашей эры), надпись на котором гласит, что «молодежь растлена до глубины души», «злокозненна и нерадива», «не походит на молодежь наших дней». Не это ли мы слышали он наших бабушек, а наши дети теперь слышат это от старших?

Центениалы - это дети иксов и игреков. Поколение ЯЯЯ (MeMeMe) – здорового эгоизма, которого так не хватало предыдущим поколениям. Положительные черты – многозадачность (кто еще так мастерски делает уроки, сёрфит в соцсетях, пишет сообщения в мессенджерах и все это под прослушивание музыки или просмотр любимого сериала), находят различную информацию в электронных энциклопедиях, вместо того, чтобы зубрить её, быстро обучаются новому, одаренные, нацеленные на быстрый результат.

Отрицательные черты – инфантилизм, «клиповое» мышление, удерживают внимание на чем-то в среднем 8 секунд, плохо запоминают информацию, тк она стала доступной для быстрого поиска в сети, неусидчивые и нетерпеливые (им часто ставят синдром дефицита внимания и гиперактивность), склонны к аутизации, легко возбудимы.

Если раньше успех измерялся наличием денег и престижной работой, то центениалы измеряют его в удовольствии и разнообразии жизни. Ведь сегодня многие вещи, которые когда-то причисляли к недоступным, становятся ближе, например, в путешествие можно поехать за копейки, существует огромное количество лайфхаков на эту тему.

Вера в собственные силы – это то, чему стоит поучиться у поколения Z.

Пожилые люди часто называют современных детей глупыми. Поздно начинают говорить, ходят хвостиками за родителями, страдающими гиперопекой. Многие современные психологи и писатели наоборот считают их гениальными. По мнению публициста Людмилы Петрановской, современная школа готовит детей к позавчерашнему дню. В современном мире действительно уже не нужно держать в голове огромное количество зазубренной информации – всё это можно найти в Интернете.

Пришло время, когда не обязательно идеально выполнять все задачи, нужно научиться выделять их по степени значимости. В частных школах становится популярной такая педагогическая система, при которой у каждого учащегося своя индивидуальная нагрузка, свой учитель-наставник. Для ребенка составляется личный учебный план, где внимание уделяется больше тем предметам, к которым у него склонность.

Многие предметы центениалы способны изучить без помощи учителя или репетитора. Достаточно найти интересующие ролики на YouTube и можно обучиться программированию, иностранному языку, игре на гитаре (продолжать можно бесконечно).

Быть на связи (в сети) для центениалов всё равно, что дышать. Чтобы идти в ногу с ними, преподаватели могут создавать странички по своему предмету в соцсетях, чаты в мессенджерах, где будут давать актуальное домашнее задание, а ученики могут делиться фото процессом выполненных задач.

По словам писателя Д.Быкова, который преподает в школе, современных детей отличает быстрая сообразительность, отсутствие стадных качеств, но при этом взаимопонимание и милосердие, а также способность решать нерешаемые задачи.