Нужно ли ребенку алгоритмическое мышление?

Современных детей называют «Поколение Z» или «цифровое поколение». Они с ранних лет привыкают пользоваться гаджетами и с легкостью осваивают новинки в области технологий. Умение работать на компьютере и программировать его тесно связано с наличием алгоритмического мышления. Оно помогает мыслить таким образом, чтобы решить задачу через определенную последовательность действий.

Что такое алгоритмическое мышление и для чего оно нам нужно?

Алгоритмическое мышление - это система мыслительных приемов, направленных на решение задач. Не важно, говорим мы о компьютере или о человеке, такой тип мышления ориентирован на то, что мы должны уметь поставить задачу (компьютеру или себе), сформулировать её правильно (для ПК существует специальные языки кодирования, человеку достаточно родного языка) и придумать эффективный способ ее решения.

Виды алгоритмов и как это выглядит в обычной жизни

- Линейный (одно действие следует строго за другим, например, пришел с прогулки - переобул обувь - помыл руки мылом - вытер их полотенцем);

- Разветвленный (действия выбираются из 2 вариантов, в зависимости от обстоятельств, например, захотел погулять после школы - позвонил маме, если она разрешила, то погулял, если она не разрешила, то пришлось идти домой и делать уроки);

- Циклический (одни и те же действия выполняются повторно, например, пришел в школу на первый урок, побегал на перемене, а потом это повторяется еще 4 раза);

- Многопозиционный (существует 3 и более варианта решения задачи, например, с кем добраться домой из школы. Если у родителей выходной, то тебя заберут они. Если они на работе, то тебя может забрать бабушка. Если бабушка живет далеко, то придется добираться домой самостоятельно и т.д.).

Для чего нужно алгоритмическое мышление младшим школьникам?

Учить ребенка последовательно мыслить нужно с самого раннего возраста. Это поможет ему стать более самостоятельным, принимать правильные решения для поставленных задач, быстрее добиваться результата.

Алгоритмическое мышление поможет младшим школьникам правильно организовать свой день, делать уроки с наименьшим количеством затрат времени и сил и т.д. Для того, чтобы помочь ребенку мыслить в нужном направлении, родители могут составить ему плакаты-подсказки, карточки или картинки на разные случаи жизни. Сначала школьники будут пользоваться этими шпаргалками, а потом будут выполнять такие действия автоматически и, скорее всего, начнут также «алгоритмически» подходить к новым задачам, решая их без подсказок.

Например, как собраться в школу?

1. С вечера нужно собрать школьный рюкзак (положить туда все нужные на день учебники, пособия, тетради, канцелярские принадлежности;

2. Подготовить одежду для школы, форму для уроков физкультуры, сменную обувь тоже лучше заранее;

3. Утром нужно проснуться вовремя по будильнику, сделать все необходимые гигиенические процедуры, позавтракать;

4. Положить в рюкзак перекус, собранный родителями, одеться;

5. Выйти вовремя из дома.

Как делать уроки?

1. Открыть дневник и посмотреть, что задали на следующий день;

2. Посмотреть, есть ли большие задания до конца недели (прочитать рассказ, сделать доклад, выучить стихотворение и т.д.);

3. Выбрать задания, которые ребенок сможет выполнить без помощи родителей;

4. Сделать задание по одному предмету, устроить себе перерыв на десять минут со сменой деятельности (но не отвлекаться на просмотр телевизора или компьютерные игры;

5. Сделать все следующие задания, устраивая себе небольшие перерывы на отдых;

6. Если на другие дни недели остались уроки, где нужно прочитать большой текст – прочитать его;

7. Попросить родителей помочь с теми заданиями, с которыми не получилось справиться самостоятельно и, если это необходимо, проверить уроки, которые ребенок сделал сам.

Взаимосвязь логического и алгоритмического мышления

Логическое мышление помогает принимать решения, делать выводы на основе полученного опыта, мы анализируем полученную информацию и принимаем решение. А алгоритмическое мышление – это правильно выстроенная последовательность действий для решения какой-либо конкретной задачи.

В жизни мы совмещаем оба вида мышления, когда сталкиваемся с той или иной трудностью. Сначала при помощи логики мы ищем что-то подобное тому, с чем уже сталкивались, а потом разбиваем задачу на части и приступаем к ее решению.

Развить такое мышление помогают различные игры (настольные и компьютерные), изучение кодинга и хорошие познания в математике. На наших занятиях в Polycent есть огромное количество курсов по программированию, которые помогут ребятам разного возраста и с разным уровнем подготовки прокачать своё алгоритмическое мышление.