Как мотивировать ребенка на успех
Внешняя мотивация
Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации у их детей. Они не понимают, для чего нужно хорошо учиться, узнавать что-то новое. Родители начинают включать в воспитательный процесс различные методы поощрения, награды за хорошие оценки, поведение, помощь по хозяйству. Кажется, что такая внешняя мотивация –лучшее решение проблем! Но дети, которых активно стимулируют карманными деньгами и различными подарками, все равно продолжают получать двойки и устраивать драки на занятиях.
Почему такая система не работает? Давайте рассмотрим тему мотивация для детей. Внешняя мотивация ребенка может сработать только в самом начале, когда энтузиазм еще не угас. Дальше весь процесс воспринимается только с точки зрения конечного результата – награды. Поэтому вместо долгой подготовки к школьному докладу можно просто скачать готовый из интернета. А вместо подготовки к контрольной, можно списать все у соседки отличницы. Ведь такая система поощрений может породить в голове ученика мысль, что главное – это не полученные в процессе обучения знания, а оценка в дневнике, за которую похвалят родители. О таком неверном способе воспитания пишет в своей книге психолог Альфи Кон и называет такую систему «Наказание наградой».
Виды внешней мотивации
Шантаж / игнорирование
Родители любят давить на чувство вины ребенка, угрожая, что не будут общаться, любить, дружить, пока ребенок не сделает что-то. Метод действенный, но негативный. Плюс ребенок быстро начинает сам им пользоваться. Не выучишь уроки – запрещу пользоваться смартфоном, получишь двойку – будешь сидеть дома все выходные и так далее. Такие угрозы разрушают доверие в отношениях и создают напряжение.
Обещание подарков
Вот получишь в четверти пятерки по всем предметам, куплю тебе новый планшет! А что, если по всем предметам не получит? А что, если старается и выкладывается, а один из учителей не оценил и поставил 4? Мотивация в будущем пропадет окончательно. Мотивировать подарками за будущие достижения – неправильный метод воспитания.
Подарки за успехи в любимом деле
Удивительно, но если заменить внутреннюю мотивацию (удовольствие от выполнения любимого занятия) на внешнюю (поощрение результата подарком), то интерес от любимого дела у детей часто пропадает. Ребенок делает то, что ему нравится для души, не ожидая поощрения за каждую нарисованную картинку в альбоме. Но если он достиг какого-то значимого результата (например, его работа заняла призовое место), всегда можно отметить такое событие всей семьей, показав, как вы рады его достижениям.
Деньги за хорошие оценки и помощь по дому
Еще один неправильный метод поощрения – оплата успехов в учебе или за выполнение домашних дел. Это кратковременный метод. Деньги не смогут повысить интеллектуальные способности ребенка или привить любовь к уборке. Родители выполняют работу по дому, не получая за это оплату. У каждого члена семьи должны быть какие-то свои бытовые обязанности по силам. Каждый человек хочет жить в чистоте и порядке, есть вкусную еду, носить постиранную одежду. И такие обязанности вполне можно разделить с ребенком. Ведь даже дошкольника можно приучить закинуть вещи в стиральную машинку, насыпать немного порошка и запустить стирку.
Сравнение
Часто родители любят сравнивать своих детей с другими детьми или с самими собой в их возрасте. У всех разные способности, темперамент и жизненные возможности. Сравнивая ребенка с кем-то другим, вы как будто обесцениваете его в своих глазах.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация стимулируется тем, что ребенку нравится то, что он делает. Он сам хочет прочитать заданную книгу, сделать реферат на предложенную тему, выучить новые слова на иностранном языке. Сделать что-то без внутренней мотивации затруднительно, чаще всего это будет насилием над самим собой.
Внутренняя мотивация помогает искать творческий подход к решению проблемы, а не самый короткий путь только ради результата.
Часто внутренняя мотивация детей на учебу отсутствует, потому что ребенок не может понять, для чего ему нужно учиться выделять корни, знать формулы по физике или названия химических элементов, которые скорее всего не пригодятся ему в дальнейшей жизни. Поговорите со своим ребенком, узнайте о его планах на будущее. Какую профессию ему хотелось бы выбрать. Может быть, часть школьных знаний действительно не пригодится ему в будущем и не стоит зубрить то, что тратит колоссальное количество душевных сил. Сделайте упор на тех предметах, к которым у ребенка проявляются способности (даже если это просто занятия физкультурой). Но скатываться на двойки по нелюбимым предметам тоже не стоит. Объясните детям, что для общего развития каждый человек должен обладать минимальной базой знаний, которая преподается в школе – грамотно владеть родной речью, уметь считать, чтобы вести семейный бюджет, знать основные события мировой и отечественной истории и так далее. Поэтому, даже если предмет не интересен, нужно изучить хотя бы его основы. Если сам ребенок не может разобраться с этими основами, родители могут помочь ему или нанять репетитора (ведь мы сами во взрослой жизни тоже помним не все школьные предметы на отлично).
Как помочь ребенку взрастить внутреннюю мотивацию
Самое главное в этом вопросе – помочь ребенку почувствовать интерес к предмету. Что для этого нужно сделать?
Поставить цель
В данном случае – найти те занятия, которые будут интересны вашему ребенку. Составьте список различных предметов, обсудите его с ребенком. Попробуйте поводить его на различные пробные занятия, чтобы увидеть, что его заинтересует. И тогда можно будет приступить к углубленному изучению предмета. Не обязательно посещать обучающие курсы, чтобы выявить какой-то интерес. Например, ваш ребенок очень любит животных, вы сводили его в приют для животных. После этого ребенок видит себя ветеринаром, который спасает разных зверят. Какие знания нужны ветеринару? Конечно, биология! И вот он уже штудирует учебники, просит купить очередную энциклопедию, хотя раньше не понимал, зачем изучать данный предмет.
Личный пример
Вспомните, как часто вы ругаете ребенка за потраченное время за компьютерными играми, а сами проводите по несколько часов в день в социальных сетях. Если вы сами не любите поддерживать порядок дома, откуда проснуться таким чувствам у вашего ребенка? Будьте примером. Часто хобби родителей становится любимым и для ребенка. Увлечение музыкальным жанром, болеть за спортивную команду, любовь к какой-то национальной кухне – часто это передается детям от родителей. Хотите, чтобы ребенок был мотивирован на успех? Будьте замотивированы сами.
Развитие навыков
С различными способностями не рождаются. У человека может быть музыкальный талант. Но для того, чтобы его проявить, нужно заниматься. Игра на различных музыкальных инструментах, умение петь не обязательно нужны для будущей профессии, но помогут ребенку проявить себя в обществе (участвовать в различных школьных концертах, познакомиться с другими любителями музыки, организовать свою группу и так далее).
Скрытые подсказки
Человеческий мозг – удивительная вещь. Он реагирует на различные раздражители на бессознательном уровне. Например, проводились исследования, что легкий запах моющих средств может стимулировать желание сделать уборку. Никто не любит, когда нас заставляют что-то делать. Но мы можем подтолкнуть ребенка к чему-то хорошему, дав маленькие подсказки для его мозга. Положить интересную книгу на прикроватный столик, поставить в зоне доступа музыкальный инструмент, записать на курсы компьютерной анимации для детей.
Мотивация на успех ребенка напрямую зависит от его интереса к предмету. Постарайтесь поддержать его, даже если любимый предмет ребенка кажется вам скучным и неперспективным. Успешные люди не обязательно успешны только в популярных профессиях.
Примечание: Организуем занятия ВР для детей возрастом от 12 до 15 лет. Учим создавать виртуальные миры с трехмерными объектами. Для тех, кому интересна робототехника, предлагаем пройти курс Arduino для начинающих, подразумевающий изучение программирования и микроэлектроники. |