Что такое дизайн-мышление и как его развить

Все чаще в различных статьях стало появляться слово «эмпатия» - понимание и принятие другого человека, готовность оказать ему помощь. Чаще всего это слово ассоциируется с отношениями мамы и ребенка. Но в современном мире эмпатия становится востребована везде – в общении с друзьями и коллегами, на детской площадке и в зале, где ведутся бизнес переговоры. Поэтому начинает набирать популярность дизайн-мышление, которое учит подходить к решению задач творчески и эмоционально, прислушиваться к пожеланиям клиентов и партнеров, смотря на задачу их глазами. 

Попробуем рассмотреть в этой статье, что такое дизайн-мышление и как его развить у детей.

Как зародился этот метод?

Авторы идеи о дизайн-мышлении – Хассо Платтнер и Дэвид Келли, дизайнеры, которые попробовали объединить интересы бизнеса и творческой команды, которая работает над решением задач по продукту.

Концепция появилась в офисах разрабочиков и служила для создания таких товаров и услуг, которые полностью соответствовали пожеланиям клиентов и помогали бы решать их проблемы.

Дизайн-мышление необходимо не только дизайнерам. Оно учит решать различные проблемы в повседневной жизни.

Как научить детей дизайн-мышлению?

В первую очередь необходимо научиться слушать собеседника. Понимать его эмоции, что с ним происходит, какие у него потребности. Воспринимать именно ту информацию, которую он пытается донести и не искажать ее через призму своего восприятия.

Далее эту информацию необходимо принимать. Не спорить и навязывать свою точку зрения, а воспринимать услышанное как данность.

Главный вопрос в дизайн мышлении: «Как я могу помочь?». Поэтому последний этап взаимодействия с другим человеком – сопричастность. Когда высказанная жалоба/ проблема становится задачей, которую просто необходимо решить. И тут человеку с дизайн-мышлением остается только действовать.

Этапы дизайн-мышления

Если вы хотите понять, как работает дизайн-мышление для детей и взрослых, обратите внимание на следующие этапы.

Эмпатия – это первый этап, который помогает определить проблему. Нужно понять чувства другого человека, представить себя на его месте и не критиковать. Просто наблюдайте за ним, слушайте его, разговаривайте.

Фокусировка помогает исследовать проблему. Сфокусируйтесь на полученной информации – запишите или зарисуйте ее. Это поможет найти основную проблему, которую нужно решить.

Мозговой штурм (генерация идей) – это этап, на котором предлагается как можно больше различных идей. Чем больше людей предлагает самые различные варианты решения – тем лучше. Не критикуйте поступающие идеи. Это позволяет шире взглянуть на проблему.

Выбор идеи – это фильтрация всех идей из мозгового штурма и выбор одной единственной.

Прототипирование – создание образца продукта, который будет решать проблему.

Тестирование продукта в полевых условиях, чтобы увидеть, как он себя поведет, увидеть его недостатки.

Презентация – представление готового решения и внедрение его в жизнь.

Где может пригодиться дизайн-мышление?

Если вы задумываетесь, зачем изучать дизайн мышление для детей, посмотрите список областей, где оно может пригодиться вашему ребенку в будущем – разработка приложений и сервисов, промдизайн, проектирование городского пространства, реклама.

Но помимо перечисленных областей, такое мышление необходимо практически всем людям. Оно научит школьника превращать проблему в задачу, структурировать и искать решение, которое будет удобно для всех. В школе такому уделяют мало внимания. И если научить ребенка так мыслить, их жизнь в обществе станет намного проще.

Какие способности разовьет дизайн-мышление у детей?

- Умение слышать других. 

- Объективное принятие информации.

- Конструктивный подход к трудностям.

- Умение работать с информацией.

- Командная работа.

Такие умения будут востребованы в будущем. Находить компромиссы и сотрудничать с другими людьми в мире недалекого будущего будет очень цениться. Чтобы подготовить наших детей к этому, нужно учить их и вместе с ними развивать в себе дизайн-мышление, образ мысли будущего. Эта концепция помогает менять окружающий мир к лучшему и понимать чувства других людей, используя эти знания во благо.